Интерпретация и анализ детских рисунков
Графологи считают рисунок большим, чем каракули, что дать родителям важные элементы и полезные указания на пути роста ребенка. Для самых маленьких детей рисунок представляет собой самую интимную и бессознательную часть их мира: чувства и эмоциональность. Не осознавая этого они помещают на бумагу то, чем живут внутри и что они не могут передать: их страхи, радости, изменения, трудности, конфликты, с которыми они сталкиваются, такие как ревность к младшему брату, страх перед монстрами, страх перед животными, страх быть похищенным кем-то другим и т.д.
Символика присутствующая в детских рисунках не должна приниматься буквально, но вставлена в более широкое наблюдение, которое также учитывает возраст и зрелость ребенка. Ниже приведены некоторые инструменты для интерпретации рисунков на основе используемых элементов и цветов.
Ориентировочно ребенок проходит три этапа:
Лист (представляет среду для изучения):
Цвет:
Солнце (представляет собой отцовскую фигуру):
Будьте счастливы!
Всё о семье, воспитании и детской психологии на InnаKin.ru!
Если вы нашли эту статью интересной, пожалуйста, поделитесь ею со своими друзьями и оставьте нам комментарий. Спасибо!
Символика присутствующая в детских рисунках не должна приниматься буквально, но вставлена в более широкое наблюдение, которое также учитывает возраст и зрелость ребенка. Ниже приведены некоторые инструменты для интерпретации рисунков на основе используемых элементов и цветов.
Ориентировочно ребенок проходит три этапа:
- моторная (до 2 с половиной лет примерно): рисунок позволяет скачивать энергию с помощью жестов все больше осознанных и контролируемых;
- репрезентативный (конец 4 лет или старше): каракули эволюционируют в более преднамеренный рисунок, но по-прежнему представляют реальность воспринимаемою ребенком;
- образная (до 11 лет или старше): вы переходите от интеллектуального реализма (ребенок рисует реальность так, как он ее знает и может ее воспроизвести) к фотографическому реализму (ребенок начинает относиться к реальности такой, как она есть на самом деле).
Лист (представляет среду для изучения):
- Полностью занят рисованием: ребенок общителен, у него есть уверенность в себе, в других и в незнакомых ситуациях.
- Рисунок в средине листа: Ребенок хочет быть в центре внимания и не вдумывается в нарисованное.
- Мало занят рисованием: Ребенок небезопасен и интровертирован;
- Рисунок находится в верхней части: Ребенок стремится укрыться в воображении, чтобы избежать реальности.
- Рисунок внизу: Ребенок слишком заземлен и имеет невысказанный потенциал.
- Рисунок находится в левой части листа: Ребенок боится будущего и мира вне дома.
- Рисунок находится в правой части листа: У ребенка есть уверенность в будущем и в других.
- Гладкие и безопасные с преобладанием изогнутых линий: показывает хорошие способности к адаптации, доверие к другим, экспансивность, общительность, свободу исследовать, решимость.
- Нерегулярные и неопределенные с преобладанием острых черт и стираний: он раскрывает интроверсию, страх упреков и ошибок, агрессию и тревогу.
- Слабое: указывает на чувствительность и застенчивость;
- Сильное: указывает на резкость, энтузиазм и зернистость.
Цвет:
- Горячие (красный, желтый, оранжевый): любимые цвета любознательных, инстинктивных и любопытных детей;
- Холодные (синий, голубой, фиолетовый): любимые цвета застенчивых, рациональных и интровертных детей;
- Точка равновесия: зеленый цвет указывает как на спокойствие, так и на бунт.
Солнце (представляет собой отцовскую фигуру):
- Если оно скрыто: Знак разногласий с отцом.
- Без лучей: Указывает на холодного или отсутствующего отца.
- Если оно окружено облаками: Это означает, что его папа не дает уверенности и ребенок сталкивается с ситуацией, которая вызывает у него меланхолию.
- Рост: Слишком маленькая фигура обозначает застенчивость и низкую уверенность в себе.
- Голова: Если она очень большая указывает на эгоцентризм или изобилие, если очень маленькая - трудность отношения к другими.
- Глаза: Если они очень большие - демонстрируют любопытство, а если очень маленькие - интроверсию и недоверие. Если у фигуры мрачные глаза, ребенок переживает тревожную ситуацию.
- Нос: Он связан с сексуальностью.
- Борода, усы и волосы: Обозначают силу или необходимость очаровывать.
- Зубы: Если они присутствуют, то они указывают на гнев или агрессию.
- Уши: Большие обозначают любопытство, а маленькие нехватку информации.
- Шляпа: Если она присутствует, она выражает ощущение под наблюдением.
- Шея: Очень длинная отражает потребность укрыться в мечтах или показать себя, а если очень маленькая указывает на беспокойство.
- Руки: Если они открыты, они выражают открытость по отношению к другим; сжатые в кулаки или когтистые обозначают агрессию. Если фигура без рук, ему не хватает общения в семье.
- Ноги: Очень длинные указывают на желание расти, а очень короткие или их вообще нет - в потребности в защите.
- Ступни: Они представляют стабильность, поэтому, если они отсутствуют или очень малы, они указывают на страх перед окружающей средой и хрупкость.
- Отсутствие черт на лице: Символизирует отрицание реальности, если ребенок рисует человеческую фигуру, дополняя ее, это означает обладание определенной устойчивостью.
- Наличие пуговиц на одежде выражает страх отказа.
- Если ребенок при рисовании своей семьи занимает первое место по сравнению с другими членами, это указывает на эгоцентричного ребенка. Если он ставит себя на последнее место, он чувствует себя брошенным.
- Персонаж нарисован первым: Это тот, кем ребенок восхищается больше всего;
- Отсутствующий или удаленный персонаж выражает отказ (также как реакцию на чувство ревности) и ситуацию страдания.
- Член семьи гораздо меньше, чем другие: Его можно рассматривать как соперника.
- Член семьи гораздо больше, чем другие: Его можно рассматривать как доминирующую фигуру, которая препятствует ему.
- Член семьи в стороне: Это указывает на трудности установления прочной связи. Если ребенок сам рисует себя в стороне это указывает на страх быть плохим.
- Все члены семьи разделены друг с другом: Страх перед физическим контактом;
- Отказ рисовать семью: Сигнализирует о дискомфорте или страдании.
- Корни: Символизируют привязанность к семье, поэтому их отсутствие указывает на потребность в привязанности и уверенности.
- Ствол: Большой выражает амбиции и нарциссизм, если пропорционально очерченный - независимый характер, если тонкий, то указывает на закрытость. Отверстие на стволе: Выражение страха темноты.
- Листья: Если преобладают над стволом, то указывают на причудливого или ленивого ребенка, а если очень маленькие - указывают на эгоцентризм.
- Плоды: При прикреплении к веткам указывают на экстраверсию, на земле указывают на недоверие к себе и меланхолию.
- Размер: Если большой демонстрирует гостеприимство, то маленький - застенчивость и нужду в подтверждении.
- Зарешеченные двери и окна: Выражают закрытие и негативное влияние со стороны членов семьи или страх смерти, а открытые обозначают открытость и любопытство.
- Если в доме закрыты окна: Это означает, что он живет в слишком защищенной среде, которая мешает ему видеть реальность.
- Если он рисует дом с дымящимся дымоходом: В его жизни есть ласка и тепло. Если же дом без него - ему не хватает внимания своих близких.
Будьте счастливы!
Всё о семье, воспитании и детской психологии на InnаKin.ru!
Если вы нашли эту статью интересной, пожалуйста, поделитесь ею со своими друзьями и оставьте нам комментарий. Спасибо!